САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, САМОДОСТАТОЧНОСТЬ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Статья опубликована 18 Январь 2014 в рубрике Копилка мудрости | Ирина Вилимович

Как тренировать мозг, чтобы поддерживать его молодость

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ МОЛОДОСТЬ МОЗГА,  НАПРЯГАЯ  ЕГО.

Тренировка для мозга
Наш мозг в чём – то напоминает мышцы: чем больше Вы его используете, тем дольше он прослужит. Новые знания образуют новые связи в мозге. Не бывает такого, чтобы обучение привело к потере связей. В любом возрасте умственные упражнения всегда  оказывают на мозг глобальный положительный эффект.
Помните, как в детстве  мы легко учили  наизусть порой  очень длинные тексты, а потом,  окончив школу  , перестали   учить наизусть большие тексты, и  память стала ослабевать.
Этот механизм  касается всего того, чем и как мы тренируем  свой мозг и свою мыслительную деятельность.
Лучшие  упражнения для мозга – это приобретение новых знаний и занятия чем –то , чего Вы никогда не делали. Новые знания помогаю мозгу. То, что Вы делали часто, для мозга бесполезно, даже если это довольно сложные вещи.


Каждый раз, когда наш мозг занят привычным делом, даже сложной задачей, он тратит на него всё меньше энергии. Освоение чего –  нибудь  нового, например, нового хобби, новой техники, новых процессов деятельности помогает образованию новых связей и тем самым включает другие, реже используемые зоны мозга.
В нашем мозге очень много различных цепей .  Примерно тысяча триллионов синапсов , каждый из которых может исчезнуть при отсутствии активной эксплуатации. Организм уничтожает их за ненадобностью.  Любая неиспользуемая цепь слабеет .
Например, люди среднего возраста, вернувшись на учёбу, часто сначала ощущают себя заторможенными и отупевшими, но через некоторое время умственных усилий им снова легко осваивать знания.
С возрастом уровень активности ферментов в клетках начинает  уменьшаться , мозг уже не такой податливый, как у 18 – летних.
С детства и до старости развитие мозга человека зависит от качественной стимуляции, например, чтения. Стимулируя нейроны таким образом, Вы делаете их эффективнее, и Вам легче сохранить здоровый, обучающийся мозг на всю жизнь.

           12  практических способов потренировать мозг.

1.  Выделите время для освоения чего – то нового.

15 минут в день выделите на изучение нового.  Эйнштейн говорил , что,  потратив 15 минут в день на новые знания в какой – то  области, через год можно стать экспертом. В науке ли, в бизнесе для достижения прекрасного мозга требуется упорство.

2. Пойдите на курсы чего – то нового и интересного.

Запишитесь на курс по тем предметам, которые не имеют отношения к Вашей повседневной жизни, – важно подкидывать мозгу сложные задачки, чтобы он обучался новому. Например, можно попробовать народные танцы, шахматы, йогу, дыхательные упражнения или скульптуру.

3. Осваивайте новые профессии.

Освойте чью – нибудь  профессию, может, даже, на несколько недель, поменяйтесь с этим  человеком рабочими местами. Это полезно как предпринимателям, так и наёмным работникам, поскольку даёт новые знания и улучшает работу мозга.

4. Улучшайте свои способности в том, что Вы уже делаете.

Повторение хорошо известного может принести пользу, только если Вы при этом расширяете свои знания и навыки. Даже в банальных действиях  – садоводстве, вышивании, вязании, живописи, чтении, игре в гольф, решении кроссвордов  – можно разнообразить посадочные техники, выбирать более сложные узоры для вышивки, играть в гольф с превосходящими Вас противниками, расширить круг читаемых авторов, освоить новую технику живописи и т.д. При выборе руководствоваться теми видами искусства, которые Вам наиболее нравятся и подходят.

5. Меньше телевизора.

Исследования показывают, что увлечённость телевизором в детстве  увеличивает количество проблем во взрослой жизни. Это проблемы, касающиеся здоровья: высокая масса тела, слабая физическая подготовка, повышенный уровень холестерина в крови. Взрослые, смотрящие телевизор более двух часов в день , повышают риски развития болезни Альцгеймера.

6. Ограничьте видеоигры.

Томографические исследования показали, что « стрелялки» и другие жестокие экшн – игры воздействуют на базальные ганглии – один из центров удовольствия мозга. Это  тот же участок мозга, который зажигается в ответ на введение кокаина.  При этом подростки втягиваются в игру и играют так много , что забрасывают  все остальные сферы жизни.
Игры немного  напоминают наркотик, поэтому у детей и взрослых может развиться зависимость.
Некоторые научные  сообщения показывают, что видеоигры могут увеличить частоту  припадков у предрасположенных  к ним людей.
Чем больше людей играют, тем больше проблем от игр. Академическая успеваемость  ухудшается по мере увеличения времени , потраченного на видеоигры. Исследованиями также выявлено , что видеоигры с жестокостью увеличивали количество агрессивных мыслей и агрессивность поведения.
Контакт  с агрессивными видеоиграми приводит к значительному повышению агрессивности поведения , мыслей, чувств, самовозбуждению и  уменьшению помогающего поведения. Ничто из этого не полезно для общего здоровья мозга.

7. Присоединитесь к книжному клубу или группам обсуждения книг.

Для защиты мозга можно использовать почти любую интересную Вам умственную деятельность. Главное, чтобы она одновременно активировала несколько  областей мозга, одной из которых должен быть сохраняющий новую информацию гиппокамп. Вспоминая информацию и  тем самым используя гиппокамп, Вы защищаете центры памяти мозга. Когда Вы учите что – то новое и стараетесь вспомнить это позже, то стимулируете свою краткосрочную память.
Чтение активизирует множество областей мозга, которые обрабатывают, распознают, анализируют и сохраняют информацию для дальнейшего  использования.  Каждый раз, когда Вы водите глазами по странице, усиливаются синапсы нейронов в визуальных цепях мозга, чтобы Вы могли воспринимать текст с увеличивающейся скоростью.

8. Дело не в количестве практики, а в количестве и качестве.

Когда Вы учитесь играть на фортепиано, мозгу всё равно, станете ли Вы в дальнейшем  великим пианистом  или будете кое-как бренчать. Если целью стоит стать хорошим музыкантом , то очень важно правильно  учиться с самого начала, лучше всего у профессионалов , которые смогут исправлять ошибки по мере их возникновения. Мозгу всё равно, что Вы в него вложите.  Если хотите научиться делать что-либо хорошо, старайтесь изначально тренировать мозг правильно.
Вот почему важно, чтобы у детей были только хорошие учителя, и вот почему профессиональные программы обучения должны быть эффективными. Хорошее обучение важно для того, чтобы некорректные знания и навыки не закрепились , поскольку переобучение осуществляется гораздо сложнее.

9. Избавляйтесь от рутины, чтобы стимулировать разные участки мозга.

 

Дабы активировать другую сторону мозга и получить доступ к обоим полушариям , поступайте непривычным образом  – пишите не ведущей рукой , отбивайте баскетбольный мяч обеими руками  или левой ( если Вы  правша), играйте в настольный теннис , переложив  ракетку в другую руку , стреляйте из винтовки , прицеливаясь не ведущим глазом, держите компьютерную мышку в другой руке. Пусть мозгу будет неудобно. Нарушайте рутину, чтобы в мозгу образовались новые связи.
Вот ещё несколько идей:

–  Займитесь сексом в новой позе.
–  Попробуйте спорт, которым никогда не занимались.
– Сходите на занятия по предмету, о котором ничего не знаете.
–  Освойте новый кулинарный рецепт.
– Запишитесь волонтёром – Вы увидите, как улучшится самочувствие , когда Вы поможете другим.
– Попробуйте новый шампунь, мыло, бритву, зубную пасту, одеколон.
– Сходите в церковь или, если Вы ходите в одну и ту же , – посетите другую.
– Сходите в оперу или на симфонический концерт.
– Присоединитесь к группе саморазвития.
– Почитайте словарь или энциклопедию . Каждый день учите по  новому слову.
– Каждый день уделяйте время на улучшение отношений с важными для Вас людьми: супругом, партнёром, ребёнком, другом.
– Найдите нового друга.
– Позвоните кому – нибудь, предложите поделать что-то вместе.
– Свяжитесь со старым товарищем, с которым не разговаривали некоторое время.
– Предложите на работе новую идею – может быть, ту, которую уже обдумывали , но не решались высказать вслух, считая, что ею никто не заинтересуется.
– Простите кого-нибудь – для многих это новое занятие.

10.Сравнивайте схожие вещи и явления.

Оценивайте, как разные  пинчеры кидают мяч, сколькими способами художник может нарисовать морской пейзаж, как варьируются специи в разных блюдах. Дайте мозгу сенсорную тренировку. Подмечайте схожести и различия , это помогает тренировать  абстрактное мышление и развивает лобные доли. Учитесь видеть, слышать, чувствовать  или обнаруживать  на вкус и запах лёгкие различия, и это усилит Ваши сенсорные способности и простимулирует рост мозга.

11. Посещайте новые интересные места.

Путешествия  к новым местам помогают мозгу, поскольку позволяют ему получить новый опыт и увидеть новые пейзажи и людей. Использование карты активирует мозг и тренирует теменные доли, отвечающие за пространственную ориетацию.

12. Заводите умных друзей.

Люди «заразны». Мы становимся похожими на тех, с кем проводим время. Старайтесь бывать с новыми интересными людьми. Вы можете почерпнуть идеи, обрести новую перспективу и усилить свой ум, если окружите себя интересными людьми. Если хотите хорошо играть в любые игры, выбирайте партнёрами тех, кто сильнее Вас, чтобы тянуться за ними. Тот  же принцип верен и в выведении мозга на новые высоты. Проводите время с людьми, которые заставляют Вас думать.

Чтобы тело и мозг были физически сильными, умственные тренировки важны не менее, чем физические упражнения и диета.

В статье  приведена  информация доктора Дэниэла Амена из книги « Мозг: от хорошего к превосходному».

Если статья была Вам полезна, делитесь  в комментариях, оставляйте свои отзывы.
Как Вы улучшаете работу своего мозга?

Получай новые статьи
прямо на почту
введи свой e-mail:



3 комментариев читателей статьи "Как тренировать мозг, чтобы поддерживать его молодость"

  • Арсений пишет:

    Замечательная статья , Ирина. Много интересного взял себе на заметку. Подобным образом тренирую свою мозговую деятельность уже несколько лет. Если не заниматься, не интересоваться новыми знаниями, не учить тексты , мозг слабеет, убедился в этом.
    Под всем, что здесь написано могу подписаться. Спасибо Ирина

    • Yossi пишет:

      Заметил это ещё в школе, когда в классе 9 немного забросил учебу.

      10 способ – это для меня что-то новое, надо как-нибудь опробывать

  • Антонина пишет:

    Да, статья полезная и особенно для наших детей, которые много сидят за играми…

RSS лента новостей к этой заметке.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *