САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, САМОДОСТАТОЧНОСТЬ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Статья опубликована 29 Август 2012 в рубрике Будь тем, кто ты есть | Ирина Вилимович

Шри Рамана Махарши. Практика самоисследования.

Шри Рамана Махарши. Практика самоисследования.

 

«Счастье присуще человеку и не зависит от внешних причин.
Для того, чтобы открыть клад ничем не омрачённого счастья,
он должен осознать Себя, своё истинное Я».

Бхагаван Шри Рамана Махарши.

Начинающим практику самоисследования Шри Рамана Махарши советовал сосредоточить своё внимание на внутреннем чувстве «я» и держаться этого чувства как можно дольше. Если их внимание отвлекается другими мыслями, следует возвратиться к сознаванию «я» – мысли, как только они заметят это. Для содействия такому процессу искатель может вопрошать себя: «Кто я?» или «Откуда приходит это я?», но окончательной целью должно быть непрерывное сознавание «я», которое полагает, что именно оно ответственно за все активности тела и ума.

Практика сознавания «я» – мысли, – мягкая техника, которая обходит обычные репрессивные методы контроля ума. Она – не упражнение в концентрации и не ставит своей целью подавление мыслей; она просто вызывает сознавание источника, из которого возникает ум. Метод и цель самоисследования – пребывать в источнике ума и сознавать истинную природу человека, удаляя внимание и интерес от того, чем он не является.

В конечном счёте, Атман ( Бог, Истинное Я, Бытие, единственно существующая Реальность, Сознание, Свидетель, Сердце, Любовь, Мир, Счастье, Блаженство, Тишина и т.д.) открывается как результат бытия, а не делания чего – либо. Как заметил однажды сам Шри Рамана Махарши: «Не медитируйте – будьте! Не думайте, что вы есть, – будьте! Не думайте о бытии – вы есть!»

Самоисследование не надо рассматривать как практику медитации, которая проводится в определённое время и в определённых позах; оно должно выполняться непрерывно в течение всего бодрствования не зависимо от вида занятий.

Шри Рамана Махарши не видел противоречия между работой и самоисследованием и утверждал, что при небольшой практике последнее можно осуществлять в любых условиях.

Если вы бдительны и прилагаете непреклонные усилия, чтобы отвергнуть каждую мысль при её появлении, то вскоре обнаружите, что заходите внутрь себя всё глубже и глубже. На этом уровне уже нет необходимости делать усилие для отбрасывания мыслей.

Когда у Шри Раманы Махарши спрашивали, какова должна быть практика у начинающего, он отвечал: «Ум может стать спокойным только посредством исследования «Кто я?». Мысль «Кто я?», разрушающая все остальные мысли, в конце концов сгорит и сама подобно палке, используемой для перемешивания погребального костра. При появлении других мыслей надо не следовать за ними, а спрашивать: «Для кого они возникают?» Какое имеет значение, что поднимается множество мыслей? Если в момент возникновения каждой мысли прилежно исследовать: «Для кого возникла эта мысль?», то ответ будет: «Для меня». Если же после этого спросить: «Кто я?», то ум возвращается к своему источнику {Атману} и возникшая мысль успокаивается. При повторении такой практики ум развивает силу пребывать в своём источнике».

Исследование «Кто я, находящийся в оковах?» и познание своей действительной сущности – есть Освобождение. Постоянное удержание ума в Атмане называется «Само – исследование», в то время, как медитация – есть размышление о том, что медитирующий есть Абсолют {Брахман}.

Вы должны задать себе вопрос: «Кто я?». Это расследование приведёт в конце концов к открытию внутри вас чего-то, находящегося за умом. Решите эту великую проблему, и вы решите все остальные. При успокоении всех мыслей остаётся чистое Сознание.

Эго – неосязаемая связь между телом и чистым Сознанием, оно нереально. До тех пор, пока его внимательно не рассматривают, оно причиняет затруднения, но при поиске выясняется, что эго не существует.

Вот пример. Индусские свадьбы часто длятся пять – шесть дней. На одной из них посторонний человек был ошибочно принят стороной невесты за почётного гостя, и ему стали оказывать особые знаки внимания. Видя это, сторона жениха тоже посчитала его какой-то важной персоной и начала демонстрировать своё уважение. Незнакомец чувствовал себя прекрасно, но всё время сознавал сложившуюся ситуацию. Как только сторона жениха решила выяснить, кто этот человек, посторонний сразу почувствовал опасность и словно испарился. Точно так же и с эго. Если искать, то оно исчезает, а если нет – продолжает причинять беспокойство.

Упорствуйте в исследовании, когда бодрствуете. Этого вполне достаточно. Если вы продолжаете исследование вплоть до момента засыпания, то оно будет длиться так же и во сне. Начинайте исследование снова, как только проснётесь.

В глубоком сне нет несчастья, тогда как при бодрствовании оно существует. За счёт чего имеется это различие в переживании? В вашем глубоком сне «я» – мысли не было, тогда как она присутствует в настоящем. Я не очевидно, и «я» демонстрирует себя. Оно препятствует вашему правильному знанию. Найдите, откуда поднимается «я». Тогда оно исчезнет, и вы будете только тем, кто вы есть, то есть абсолютным Бытием.

Лёгкий, прямой и кратчайший путь к спасению – это метод исследования. С его помощью вы ведёте силу мысли всё глубже и глубже, пока она не достигает своего источника и не сливается с ним. И тогда вы получите отклик изнутри и обнаружите, что покоитесь там, уничтожив все мысли сразу и навсегда.

Люди часто спрашивают Шри Раману Махарши,  как контролировать ум. Он отвечает: «Покажите мне ум, и тогда вы узнаете, что делать». Факт в том, что ум – это только связка мыслей. Как вы можете погасить его мыслью или желанием сделать это? Ваши мысли и желания являются частью и участком ума. Ум просто откармливается новыми возникающими мыслями. Поэтому глупо пытаться убить ум посредством ума. Единственный путь к этому – найти его источник и крепко держаться за него. Тогда ум постепенно исчезнет сам собой. Йога учит: контроль активностей ума. Но я говорю: само-исследование. Это – практический путь. Контроль активностей ума в данном случае бесполезен, так как постоянно вспыхивают новые мысли. Какая же от этого польза?

Мудрецы говорят, что объекты –  просто творения ума, не имеющие самостоятельного существования. Исследуйте этот вопрос и убедитесь в истинности последнего утверждения. Результатом будет вывод, что объективный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, утверждает Шри Рамана Махарши,  Атман – единственная реальность, которая пронизывает мир, а так же окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не будут возникать и нарушать ваш покой. Это и есть Самореализация. Атман – вечен и Реализация также вечна.

Когда человек ежедневно практикует самореализацию, то ум делается особенно чистым благодаря удалению  его  дефектов, и эта практика становится столь лёгкой, что очищенный ум погрузится в Сердце сразу после начала исследования.

Самоисследование не является пустой формулой, оно серьёзнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос « Кто я?» был только вопрошанием в уме, то он не имел бы большой ценности.

Настоящая цель самоисследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я». Самоисследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом  Само-сознавании.

Будьте тем, кто вы есть. Необходимо только потерять эго. ТО, которое ЕСТЬ, всегда присутствует. Даже сейчас вы – ТО и не отдельны от НЕГО. Пустота видима вами, и вы находитесь тут, чтобы видеть её. Зачем ждать? Мысль «я ещё не увидел», надежда увидеть  и жажда обрести что-нибудь – всё это работа эго. Вы попались в силки эго, оно говорит всё это, а не вы. Будьте собой – и только!

Читайте также:

Бхагаван Шри Рамана Махарши(1879-1950)

Шри Рамана Махарши. Теория самоисследования.

 

Получай новые статьи
прямо на почту
введи свой e-mail:



Комментарии читателей статьи "Шри Рамана Махарши. Практика самоисследования."

Оставьте первый комментарий!

RSS лента новостей к этой заметке.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *